Неожиданная мысль: Рембо - постмодернист? Причем скорее не в литературном, а в философском смысле. Надо порыться в записях и подумать.
Да, а еще пробирает нервный смех, когда как открытие или нечто новое воспринимаются, скажем, поиски универсального языка в искусстве новейшего времени. А разве он еще тогда не об этом говорил, в знаменитом "письме ясновидца"?
Просто, читая источники по психологии творчества, в который раз убеждаюсь, что Рембо за несколько лет пробежал, пролетел весь путь, на который искусству понадобился целый век.. дошел до нынешнего его состояния, понял, что не в его силах создать единый язык, выразить или преодолеть эту самую раздробленность мышления, картины мира... и отказался от искусства вообще. Но сам факт...
P.S. К вопросу о бриколаже: это же касается не только поиска новых связей между предметами, идеями... но и разными видами искусства. Вернее, их неожиданного сочетания, использования... Конечно, это я все со своей колокольни - веду к концепции Moon, которая кажется мне невероятно точным выражением поисходящего сейчас в искусстве. По разным причинам, и этой в том числе: изобразить разные части одной истории в разных видах искусства (литература, кино, фотография, музыка, театрализованное представление, фильм, анимэ, компьютерная игра...), чтобы воспринимающий собрал в своем сознании не только сюжетные линии, но и примирил, обобщил как-то все это разнообразие... Мне кажется, за этим будущее - потому что это выход и способ. Существования в этом мире, восприятия себя и окружающего... своеобразный тренинг мышления. Ну и, конечно, достижение по возможности максимальной выразительности в каждом случае: что-то полнее можно передать с помощью визуальных образов, что-то - с помощью слов... Да и не новый, но вновь актуальный и по-новому решенный стиль japanisme в сочетании с не то чтобы противоположным, скорее движущимся с другой стороны стилем visual-kei... Japanisme со смещенными акцентами, с центром тяжести, перенесенным в Японию. Впрочем, здесь тоже все зыбко и подвижно. Смешение (столкновение, пересечение?) разных стилей, европейской и азиатской культур, Востока и Запада, мужского и женского начал - эклектика, фьюжн, коллаж... Это очень продуктивный метод, чуть ли не единственно возможный в нашу неустойчивую эпоху. Позитивный ответ - "Плодотворный творческий союз, казалось бы, несочетаемого - возможен. Выход есть!" Пока только попытка, но, на мой взгляд, очень даже удачная.
P.P.S. Ни в коем случае не размывание границ, хотя опасность есть. Большая проницаемость их, что ли. Но в том-то весь и фокус, чтобы в сочетании не потерять индивидуальность отдельных компонентов - наоборот, подчеркнуть и выделить какие-то их новые или вновь открывшиеся грани...
читая: Светлана Батракова "Художественный бриколаж"
unnami
| вторник, 01 апреля 2008